Газета «Брянский рабочий»

Дата: 20.08.2020

ПРОМЫШЛЕННАЯ ГОРДОСТЬ БРЯНЩИНЫ

 

Слово "завод" уже давно изменило набор вызываемых ассоциаций. Пыльные цеха, тяжелый, часто ручной труд, замызганные спецовки остались в прошлом. Современный завод по чистоте и ухоженности может соперничать с медицинскими лабораториями. Культура труда и эстетика производства - вот составляющие современной промышленной гордости.

В Брянской области одним из предприятий, отвечающим самым высоким мировым стандартам организации выпуска продукции, безусловно, является Брянский машиностроительный завод, который входит в АО "Трансмашхолдинг".

За время с 2012 по 2017 годы на предприятии была реализована инвестиционная программа объемом более 6 млрд рублей. В результате Трансмашхолдинг на мощностях предприятия создал передовое производство тепловозов, по уровню оснащения соответствующее возможностям лучших мировых производителей подвижного состава. Мощности БМЗ позволяют сегодня производить 300 секций магистральных тепловозов и 240 маневровых тепловозов в год. Это соответствует потребностям в обновлении локомотивного парка "Российских железных дорог", крупных предприятий России и ближнего зарубежья. С февраля этого года завод возглавляет Вадим Яковлев.

 

СТАВКА НА ЛОКОМОТИВЫ

Более 110 га площади и 3,7 тысячи сотрудников. Таков масштаб БМЗ настоящего дня. Конечно, некоторые пытаются сравнивать это производство с тем, что было несколько десятков лет назад, но надо признать, и страна была другая, и степень автоматизации в разы ниже. Труд, который тогда требовал нескольких человек, сегодня выполняет один технически оснащенный работник.

Гордость брянской промышленности дает стране силачи-локомотивы. В рамках программы импортозамещения в конце 2014 года БМЗ разработал и изготовил в кратчайшие сроки новый магистральный грузовой тепловоз 2ТЭ25КМ, который на 90% состоит из отечественных комплектующих. На сегодняшний день реализовано более 500 тепловозов 2ТЭ25КМ.

Новый трехсекционный магистральный грузовой тепловоз 3ТЭ25К2М создан специально для эксплуатации в тяжелых климатических условиях на участках со сложным профилем пути с целью увеличения объема грузоперевозок по БАМу и Транссибу. Первая партия из 12 локомотивов в начале текущего года успешно введена в эксплуатацию в локомотивном депо Комсомольск-на-Амуре Дальневосточной железной дороги.

Более 60 лет БМЗ является основным поставщиком маневровых тепловозов в России. Предприятие занимает 81% рынка маневровых тепловозов СНГ, экспортирует свою продукцию в Казахстан, Белоруссию, Узбекистан,

Монголию. В 2019 году завод вышел на полную мощность по изготовлению маневровых тепловозов и поставил 240 локомотивов ТЭМ18ДМ в адрес отечественных и зарубежных заказчиков.

Ведется разработка маневрового тепловоза ТЭМ23 в четырехосном и шестиосном исполнении, газотепловоза ТЭМ29, нового магистрального грузового тепловоза.

Модернизация производства, проводимая на Брянском машиностроительном заводе, охватывает все этапы выпуска продукции. В 2019 году приобретено 17 единиц крупного оборудования на общую сумму 1,25 млрд рублей, в том числе обрабатывающие центры, станки с программным управлением, окрасочные камеры.

В конце 2019 года на Брянском машиностроительном заводе был введен в эксплуатацию новый роботизированный комплекс. Он предназначен для сборки и сварки рам тележек магистральных и маневровых тепловозов. Это уже пятый подобный аппарат, установленный в тележечном цехе БМЗ. Его запуск стал завершающим этапом перехода к практически полной автоматизации работ на данном участке.

Несколько месяцев назад на механическом участке тележечного цеха появился новый обрабатывающий центр портального типа PAMA. Оборудование предназначено для механической обработки рам тележек локомотивов и деталей комплектующих.

- На БМЗ это уже второй обрабатывающий центр фирмы РАМА, - говорит инженер по индустриализации Денис Трубицын. - Аналогичный портальный станок появился два года назад в пятом пролете ТЦ. Результаты эксплуатации позволили убедиться в надежности оборудования и по достоинству оценить его технические характеристики. В нем реализованы все современные станкостроительные тенденции.

 

ОРАНЖЕВЫЙ С СЕРЫМ - ЦВЕТА ПРОГРЕССА

Сегодня БМЗ - пример того, каким должен быть современный российский завод мирового уровня. Изменения за последние годы благодаря инвестиционной программе Трансмашхолдинга произошли и в производственном процессе, и во внешнем виде производства. Цеха окрасились в оранжево-серый цвета, подчеркивающие современность и динамичность выпускаемой продукции.

Известным далеко за пределами региона стал и слоган современного завода - "БМЗ - первый в любом составе!". Здесь и отсылка к выпускаемой продукции - локомотивам, и позиционирование себя как одного из ведущих игроков на рынке.

 

ДЛЯ РЕГИОНА

Исторически для Брянщины, а тем более Бежицкого района областного центра, это предприятие было особым, одним из системообразующих. Сейчас оно является одним из крупнейших работодателей региона.

Выручка от реализации продукции БМЗ составляет почти половину от общей выручки машиностроительных предприятий области.

Средняя заработная плата работников БМЗ на 31,9% выше средней заработной платы по региону и составила по итогам прошлого года 53523 рубля.

Брянская область - индустриально-аграрный регион, и если благодаря динамичному развитию сельского хозяйства о последнем говорят достаточно много, то промышленность, остающаяся ведущей отраслью областной экономики, как бы скрывается в тени. Но вот БМЗ - яркий пример того, что современное промпроизводство для региональной казны - источник стабильного дохода. Так, Брянский машиностроительный завод входит в число крупнейших налогоплательщиков области. В 2019 году уплачено налогов более 2 млрд рублей.

За последние пять лет предприятие направило значительные средства на благотворительные цели. В частности, деньги выделены на оказание помощи детям и подросткам, инвалидам, ветеранам, на строительство храмов, соборов, проведение ярмарок и выставок, благоустройство города и др.

 

ЦИФРОВОЙ ЗАВОД

Представьте, что весь завод со всеми коммуникациями превратился в цифровой файл. Представьте, что вы директор, который двумя кликами "мышки" может увидеть любой узел любого станка, или инженер-ремонтник, который может по схеме найти любой проблемный участок в режиме онлайн, или снабженец, точно знающий, какие материалы и когда закончатся на складе. Согласитесь, с такой поддержкой управлять даже самым грандиозным предприятием значительно легче. Именно поэтому Трансмашхолдинг на БМЗ, как и на других своих производственных площадках, реализует проект "Цифровой завод". Он призван дать предприятию инструменты контроля над всеми процессами, сделать производство и управление прозрачнее и эффективнее, а продукцию более качественной.

О том, как этот процесс реализуется, рассказал начальник управления по информационным технологиям завода Сергей Даниленко.

- Одно из направлений цифровой трансформации - проекты по оптимизации логистических потоков и прослеживаемости товарно-материальных ценностей с использованием RFID-меток.

Их планируют закреплять на таре, крупных узлах и продукции эталонных линий, чтобы отслеживать перемещение внутри предприятия и вне его, - отмечает руководитель УИТ. - RFID-метки представляют собой небольшие пластинки с особыми RFID-чипами. В них зашифрована информация об объекте, на котором размещена метка. Ее считывает специальный RFIDсканер.

Внедрение RFID-системы позволит обеспечить ритмичность производства на всех основных этапах технологической цепочки, повысить эффективность системы планирования, автоматизировать учет ТМЦ, сократить непроизводительное время (простои в ожидании деталей или заготовок) в производственных процессах, повысит эффективности работы внутренней и внешней логистики.

Появляется возможность видеть в режиме онлайн - где и сколько времени провела заготовка или деталь не только на каждом участке, но и на всем технологическом пути.

Другая, не менее важная задача "Цифрового завода" - контроль за состоянием оборудования. Современное производство невозможно без высокотехнологичных инструментов, а они, понятное дело, не могут быть дешевыми - потому выход их из рабочего состояния недопустим.

- Есть еще несколько перспективных проектов, - уточняет Сергей Даниленко. - Среди них совместный с компанией "2050. Интегратор" и дирекцией по эксплуатации проект по созданию системы мониторинга промышленного оборудования (СМПО) с использованием программы АИС "Диспетчер". Она позволяет собирать данные о состоянии оборудования, определяет, какие операции выполняются на станках. И таким образом, создает инструмент для анализа и эффективного управления техникой. Сейчас уже около 30 станков подключено к системе СМПО.

 

ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ПАРК

Впрочем, автоматизация и цифровизация ставят и сложные вопросы. Например, что делать с освобождающимися цехами и территориями. Ведь новое оборудование компактнее, требует меньше пространства и сокращает логистические цепочки.

Выход был найден. 18 октября 2019 года на VIII Славянском международном форуме между правительством Брянской области и АО "Управляющая компания "Брянский машиностроительный завод" было заключено соглашение по сотрудничеству при создании на территории Брянской области индустриального парка "Бежица Industrial Park".

Первый в Брянской области частный индустриальный парк планируется открыть на площадях Брянского машиностроительного завода, которые не используются при осуществлении производственной деятельности. Общая площадь индустриального парка может составить 88 гектаров.

"Бежица Industrial Park" создается как современный инфраструктурный комплекс, совмещающий в себе логистические терминалы, склады, производственные помещения, офисные и общественно-деловые комплексы. Для резидентов парка предусмотрена единая логистическая система, система автоматизированного управления, охраны и доступа.

Недавно состоялась встреча генерального директора АО "Трансмашхолдинг", члена Бюро Союза машиностроителей России (СМР) Кирилла Липы и губернатора Брянщины Александра Богомаза. По мнению и региональных властей, и руководства холдинга, залогом успешной работы парка может стать приграничный потенциал региона, расположение в границах административного центра - города Брянска. Дополнительными преимуществами могут стать близость железнодорожного вокзала, наличие всех необходимых коммуникаций и, конечно, участие в проекте БМЗ как инвестора. Кроме того, индустриальный парк будет включать в себя крупнейший в России проект по ремонту всех тепловозов российского производства.

Таким образом, БМЗ для региона превращается не только в гордость промышленного производства, но и в центр кластера, который даст новый импульс высокотехнологичному производству на Брянщине.

(4832) 36-02-20

|

Odo@ukbmz.ru

|

Контакты

Тел.: (4832) 36-02-20

E-mail: Odo@ukbmz.ru