ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Изначально завод основан как лесопильный, на предприятии изготавливались шпалы для сооружавшейся Риго-Орловской железной дороги.

20 июля 1873 года было подписано Высочайшее разрешение «на учреждение Акционерного общества Брянского рельсопрокатного, железоделательного и механического завода для добывания металлов и минералов, для выплавки чугуна, выделки железа и стали и приготовления из них изделий на продажу».

Дата основания 20 июля 1873 года

Учредителями общества были П.И. Губонин и В.Ф. Голубев. Позже к ним присоединились В.Н. Тенишев и В.А. Крахт. 

Завод быстро рос, вокруг него образовался поселок Бежица, впоследствии давший жизнь крупному промышленному району. В дореволюционный период завод выпускал рельсы, железнодорожные мосты, бульдозеры, паровые насосы, речные пароходы, паровозы, вагоны, артиллерийские снаряды и много других изделий. В 1892 году на предприятии построен первый паровоз со стальными колесами серии ОД, который являлся лучшим достижением транспортного машиностроения конца 19 века не только в России, но и во всем мире. В 1896 году продукция завода экспонировалась на Всероссийской промышленной выставке в Нижнем Новгороде. Среди экспонатов были товарный восьмиколесный паровоз, пассажирский вагон Ш класса, вагон-цистерна на 1500 пудов керосина, котел системы Бобков и Валькокс, большая коллекция стальных литых колес, фасонного литья. На выставке 1905 года в Омске завод получил высшую награду - Большую золотую медаль за чугунные трубы, которые использовались для водопроводов, канализации и других сооружений. К 1910 году завод сформировался в крупнейшее промышленное предприятие с хорошо организованными производствами паровозостроения, вагоностроения, общего машиностроения, сельскохозяйственного машиностроения, производства военной техники.

Со времени начала первой Мировой войны Брянский завод поставлял для фронта фугасные снаряды. 20 апреля 1915 года завод посетил царь Николай II. В пролете кранового цеха для него организовали общезаводскую выставку. 

После Октябрьской революции БМЗ выпускал бронепоезда, давал 19 процентов всего производства паровозов в стране, 60 процентов большегрузных вагонов. В 1930 году на базе завода был открыт Бежицкий машиностроительный институт, превратившийся сегодня в технический университет, который готовит специалистов более чем по десяти направлениям машиностроения. К 1940 году завод выпускал 28 процентов паровозов серии СО, сто процентов большегрузных цистерн, 38 процентов изотермических вагонов, 29 процентов большегрузных вагонов и платформ от общего выпуска в стране. 

Во время Великой Отечественной войны завод был эвакуирован. Основная масса оборудования и работающих - шесть тысяч вагонов и 15 тысяч человек – были отправлены в Красноярск. После освобождения Брянска началось восстановление разрушенного завода, и в 1945 году он был передан в ведение Народного Комиссариата транспортного машиностроения. 

В 1946 году изготовлен и испытан первый паровоз «Победа», а год спустя было возобновлено вагоностроение. Конструкторы разработали свыше 20 типов вагонов и цистерн. В течение 10 лет завод выпускал паровые турбины и одновременно организовал производство новой для страны продукции – передвижных паровых электростанций (энергопоездов). 

В 1958 году заводу было поручено организовать выпуск маневровых тепловозов ТЭМ1. Спустя десять лет БМЗ начал выпускать тепловозы марки ТЭМ2. 

Важным событием в жизни коллектива явилось решение о подготовке и организации впервые в стране производства мощных малооборотных судовых дизелей. Первый двигатель был испытан в сентябре 1961 года. С того времени собрано и отправлено на судостроительные верфи почти тысяча двигателей. С 1962 года завод изготавливал рефрижераторные секции с машинным охлаждением и электроотоплением для перевозки скоропортящихся грузов на дальние расстояния. В 1965 году проведена реорганизация структуры управления заводом. Созданы специализированные производства – дизельное, транспортного машиностроения, металлургическое. 

В 70-х годах, ориентируясь на спрос, предприятие организует производство товаров народного потребления, среди которых большую долю занимает выпуск газовых баллонов и отопительных котлов для бытовых нужд. 

В 80-е годы на территории БМЗ началось строительство завода тепловозных дизелей (ЗТД), который производил двигатели 10Д100. Сегодня на площадях бывшего ЗТД сосредоточено производство комплектующих для выпуска магистральных и маневровых тепловозов, тележек для тепловозов, ведется сборка и экипировка магистральных тепловозов. 

В 1992 году на базе предприятия образовано открытое акционерное общество «Брянский машиностроительный завод». 

В 1996 году реорганизована структура акционерного общества с разделением функций и ответственности подразделений. Созданы дочерние общества с ограниченной ответственностью, которые затем были реорганизованы в открытые акционерные общества. В материнскую компанию (головное предприятие) вошли общезаводские инженерные службы и отделы, кадровая служба и служба качества, а также управления: снабжения, маркетинга, сбыта и обслуживания продукции, капитального строительства и эксплуатации, специального технического оборудования и средств механизации, комплексной автоматизации производства. 

В 1997 году передовые технологии, технический прогресс позволили вывести продукцию завода на мировой уровень, получить высо¬кие знаки отличия на выставках и ярмарках различного уровня. За вклад в развитие международной торговли и сотрудничество предприятию были присуждены «Золотой Меркурий», «Международная Золотая Звезда за качество», «Факел Бирмингема», «За коммерческий престиж». 

В июле 1998 года система качества ОАО "БМЗ" прошла сертификацию и получила удостоверяющие сертификаты Российского Морского Регистра судоходства и Регистра систем качества Госстандарта России. 

В 2000 году заводу в номинации «Эффективные системы управления качеством» присвоено звание лауреата программы - конкурса «100 лучших товаров России». 

В 2002 году Брянский машиностроительный завод вошел в состав Трансмашхолдинга. 

С января 2004 года начался серийный выпуск хопперов для минеральных удобрений модели 19-3054-01. Начата работа над созданием первых российских магистральных грузовых тепловозов – 2ТЭ25.

2005 - состоялась презентация коллекторного локомотива 2ТЭ25К, который получил имя «Пересвет». Грузовой магистральный тепловоз с асинхронным приводом 2ТЭ25А «Витязь» представлен потенциальным заказчикам в августе 2006 года на выставке железнодорожной техники в Санкт-Петербурге.

С 2011 года идет работа над локомотивами ТЭМ35 с гибридной силовой установкой, 2ТЭ25АМ с дизелем немецкой фирмы MTU. 

С 2012 года идёт работа над изготовлением шестиосного маневрового тепловоза ТЭМ19 с газопоршневым двигателем. 

В 2013 году изготовлены опытные образцы маневровых тепловозов - шестиосного ТЭМ19 с газопоршневым двигателем, гибридного ТЭМ35 и двухдизельного ТЭМ35. 

В сентябре 2013 года маневровые тепловозы ТЭМ19 и ТЭМ35 удостоились первого и второго места в номинации "Локомотивы и моторвагонный подвижной состав" на IV Международном железнодорожном салоне техники и технологий "Экспо 150" в Щербинке. 

В декабре 2013 года в номинации "Продукция" производственно-технического назначения" золотой сертификат "Брянское качество" и диплом победителя регионального конкурса "100 лучших товаров России" БМЗ получил за инновационную разработку - экологичный маневровый тепловоз ТЭМ18В с дизелем компании "Вяртсиля"

В 2014 году изготовлен опытный образец вагона-хоппера с кузовом увеличенного объема модели 19-3058 для сыпучих грузов. Создан новый грузовой магистральный тепловоз с коллекторным приводом 2ТЭ25КМ. Маневровый тепловоз ТЭМ ТМХ в декабре 2014 года отмечен сразу двумя дипломами Всероссийского конкурса "100 лучших товаров России".

В 2015 году в рамках V Международного железнодорожного салона «ЭКСПО 1520»состоялась торжественная церемония вручения сертификата соответствия на инновационный маневровый тепловоз ТЭМ19, работающий на газовом топливе. 

В 2017 году в рамках VI Международного железнодорожного салона техники и технологий «Экспо 1520» БМЗ отмечен в числе победителей конкурса ОАО «Российские железные дороги» на лучшее качество подвижного состава и сложных технических систем. Награды в номинации «Подвижной состав» удостоился магистральный грузовой двухсекционный тепловоз 2ТЭ25КМ. Некоммерческим партнерством «Объединение производителей железнодорожной техники» в рамках конкурса на лучшую конструкторскую разработку в номинации «Локомотивы и моторвагонный подвижной состав» отмечен проект «Тепловоз маневровый шестиосный с передачей переменно-постоянного тока ТЭМ28».

В 2016 году создан новый маневровый тепловоз с улучшенными техническими характеристиками ТЭМ28. Машина обладает высокими технико-экономическими и экологическими характеристиками, повышенной надежностью и сниженной в сравнении с эксплуатируемыми в настоящее время маневровыми тепловозами стоимостью жизненного цикла.

В 2018 году успешно прошел испытания на Байкало-Амурской магистрали новый магистральный грузовой тепловоз 3ТЭ25К2М. Он в полтора раза мощнее по сравнению с работающими в настоящее время на магистрали тепловозами и способен перемещать тяжеловесные составы весом свыше 7100 тонн на участках со сложным профилем пути. С начала 2020 года тепловозы этой серии эксплуатируются на Дальневосточной железной дороге. 

В настоящее время идёт работа над созданием различных, в том числе двух- и трёхсекционных моделей магистральных тепловозов на базе 2ТЭ25КМ, унифицированных по ключевым узлам и системам. Также в планах коллектива предприятия разработка нового четырёхосного  маневрового тепловоза ТЭМ23.

Учитывая потребность в локомотивах, работающих на сжиженном природном газе, БМЗ продолжает разработки в этом направлении. С 2021 года планируется изготовление работающих на сжиженном природном газе маневровых локомотивов ТЭМ29. В качестве силовой энергетической установки будет применен газовый двигатель-генератор производства Коломенского завода, также входящего в состав группы компаний «Трансмашхолдинг».

(4832) 36-02-20

|

Odo@ukbmz.ru

|

Контакты

Тел.: (4832) 36-02-20

E-mail: Odo@ukbmz.ru