ЗАВОД В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

21.03.2018
ЗАВОД «КРАСНЫЙ ПРОФИНТЕРН» (г. Бежица, Брянская область, ныне г. Брянск). До войны выпускал паровозы. В июле — октябре 1941 оборудование завода эвакуировано в Красноярск: отправлено 7550 вагонов, 15 тыс. рабочих. В первые месяцы завод (директор Г. Д. Гогиберидзе) выпускал 50-мм ротные минометы, затем мостовые краны грузоподъемностью до 75 т. В конце 1942 завод освоил производство головок для реактивных снарядов («катюши»). В 1943—45 выпущено 40 паровозов   СО    (Серго   Орджоникидзе), что явилось большим вкладом в развитие ж.-д. транспорта страны. Во второй половине 1943 часть оборудования была возвращена в Бежицу. В Красноярске остался мощный завод «Сибтяжмаш» — крупная база машиностроения по выпуску мощных магистральных паровозов, металлургических кранов и других машин для промышленности. За время войны в Красноярске построено и введено в эксплуатацию 15 цехов общей площадью 72 тыс. м.

/ Завод «Красный Профинтерн»: [БМЗ в годы Великой Отечественной войны] // Великая Отечественная война, 1941-1945: словарь-справочник / [Н.Г. Андроников и др.]; под общ. ред. М.М. Кирьяна. - 2-е изд., доп. - М. : Политиздат, 1988. - С. 187./


ИЗ    ВОСПОМИНАНИЯ    НАЧАЛЬНИКА    ПЕРВОГО    ЭШЕЛОНА
Г. Д.   ГОГИБЕРИДЗЕ   ОБ   ЭВАКУАЦИИ   ЗАВОДА   «КРАСНЫЙ ПРОФИНТЕРН» И   ОРГАНИЗАЦИИ   ЕГО  РАБОТЫ   В   ГОРОДЕ   КРАСНОЯРСКЕ

20 марта 1963 г.

..3а трое суток был сформирован эшелон в составе 34 вагонов, к тому же вагоны и паровоз были собственного производства. 6 июля на седьмых проходных завода, в сторону бывшей конторы завода, несмотря на поздний час, собрались тысячи рабочих, жителей города, чтобы проводить первый эшелон в эвакуацию.
В этом эшелоне были и люди в количестве 334 чел. Первый эшелон прибыл в гор. Красноярск  5 августа 1941 г., и только здесь нам стало известно, что завод перебазируется на совершенно пустую площадку...
В тяжелых климатических условиях Сибири, без подъемных средств коллективу приходилось работать по разгрузке материальных ценностей завода. И только самоотверженная и безграничная любовь к Родине, своему заводу позволили полностью сохранить в большом количестве оборудование,  лаборатории,  дорогостоящие  материалы...
Всего на площадку прибыло в порядке 6—5 тыс. вагоноединиц и около 15 000 людей.
Одновременно, по прибытии коллектива на новое место, было организовано и производство оборонной продукции. В бывшей конюшне совхоза «Удачный», начали выпуск ротных 50-мм минометов, а на левом берегу Енисея, при ремесленном училище, рабочими, инженерно-техническими работниками было организовано производство гранат. В октябре месяце 1941 г. указанная продукция выпускалась уже в большом количестве...
В результате огромного героического труда коллектив краснопрофинтерновцев за короткое время построил цехи, и в 1943 г. в Сибири выпустил первый паровоз...
Об успешной эвакуации завода «Красный Профинтерн» было отмечено в отчете тов. Шверника Н. М. на имя Государственного Комитета Обороны, где говорилось о высоком патриотизме коллектива «Красного Профинтерна», который организованно, полностью вывез оборудование, материальные ценности и тем самым внес свою лепту в оборону нашей страны.
Г. ГОГИБЕРИДЗЕ

/ Из воспоминания начальника первого эшелона Г.Д. Гогиберидзе об эвакуации завода «Красный Профинтерн» и организации его работы в городе Красноярске [20 марта 1963 г.] // Брянску - 1000 лет: сб. документов и материалов / сост. Э.Д. Брежнева. -Тула: Приок. кн. изд-во, 1986. - С. 198./


ИЗ СТАТЬИ ДИРЕКТОРА ЗАВОДА В ГАЗЕТЕ
«КРАСНОЯРСКИЙ РАБОЧИЙ»
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА ЭВАКУИРОВАННОГО
В СИБИРЬ ЗАВОДА

20 февраля 1945 г.

...В 1941 году немецким фашистам удалось временно занять город Бежицу, где находился гигант тяжелого машиностроения завод «Красный Профинтерн». В условиях обстрела и бомбежек профинтерновцы демонтировали оборудование и полностью эвакуировали его в Сибирь.
Строительство и одновременно восстановление производства на новом месте началось зимой 1941—42 года, на пустынном правом берегу Енисея. В ноябре 1941 года в конюшне пригородного совхоза и литейной ремесленного училища было установлено оборудование и начался выпуск вооружения и боеприпасов для фронта. Кадровики токари Ананьев, Сериков, Снопков, слесари Дронников, Петров, Малороссиянцев, формовщики Лагерев, Страздин возглавляли трудовой энтузиазм коллектива.
Посетивший строительную площадку завода Народный комиссар тяжелого машиностроения Н. С. Казаков разрешил первоочередные вопросы восстановления производства. Было решено скоростными методами построить шесть цехов — механический с 120 станками, механосборочный, литейный с 3 вагранками, кузнечно-штамповальный с 15 прессами и 3 молотыми, временную электростанцию мощностью 3,000 киловатт и другие. К маю 1942 года эти цехи уже были введены в эксплуатацию. Таким образом, был создан небольшой завод с замкнутым циклом производства.
В новых цехах, кроме выпуска продукции для фронта, было освоено производство оборудования для цветной металлургии. Исключительную роль в этом сыграли начальники цехов Кузнецов, Соломко, Лобов, инженер Дульнев, мастер Клячин, слесарь Мудров.,
30 мая 1942 г. было принято постановление о строительстве первой очереди Красноярского паровозостроительного завода «Красный Профинтерн».
Выполняя это решение, коллективы строительного треста № 26 и завода построили и ввели в строй сталелитейный цех площадью свыше 10 тысяч квадратных метров с мартеновской печью мощностью 30 тонн и полуторатонной электропечью, кузнечно-прессовый цех площадью 7.500 квадратных метров с большим количеством молотов и прессов, котельный цех площадью 8.900 квадратных метров со штамповочным прессом в 750 тонн, паровозомеханосборочный цех с первоклассным оборудованием. Новые цехи оснащены мостовыми кранами грузоподъемностью от 5 до 100 тонн.
Сверх задания ГКО построены первый в Красноярском крае прокатный цех со среднесортным станом производительностью 36 тысяч тонн проката в год, а также паросиловой, модельный, два деревообделочных цеха и цех ширпотреба. Общая площадь составила 72 тысячи квадратных метров.
Правительство поручило нашему заводу освоить выпуск тяжелых разливочных кранов для черной металлургии. В короткий срок было освоено и это производство. За четыре месяца 1942 года мы дали 7 разливочных кранов грузоподъемностью 125 тонн каждый, в 1943 году — 12 кранов, в 1944 году — 23 крана. Одновременно завод изготовлял краны и для своих цехов. Быстрое наращивание краностроения в 1944 году достигнуто в результате освоения заводом кранов сварной конструкции. В этом большие заслуги главного конструктора завода тов. Семашко, его заместителя тов. Хилькевич, начальника котельного цеха тов. Шершнева, старших мастеров тт. Ивкина и Котикова, слесарей-сборщиков тт. Гайко, Ромашина, Артюшина; электросварщиков Паршикова, Минаева, Белоцерковского и Новикова.

Первый паровоз «СО»,  выпущенный заводом во время эвакуации
в гор. Красноярске. 1943 г.

С 1943 года профинтерновцы начали производство мощных магистральных паровозов серии «СО» (Серго Орджоникидзе). Специальный пробег первого паровоза по маршруту Красноярск — Москва показал его высокое качество. Лучшими паровозостроителями на заводе заслуженно считаются начальники цехов тт. Потапов, Грабовецкий, Богданов и Маревский, заместитель начальника цеха тов. Колошин, мастера Бронников, Алексеев, Маврицин, Васильев и другие…

Директор завода «Красный Профинтерн»
Я. ЧУМИЧЕВ

/ Красноярский рабочий.- 1945.- 20 февр. (№ 35).-;
Брянский ордена Трудового красного знамени машиностроительный завод: сборник документов и материалов по истории завода / Брянский машиностроительный завод, Архивный отдел брянского Облисполкома, Госархив Брянской области; сост. В.А. Климук [и др.]. – Брянск: Брянское отдние Приок. кн. изд-ва, 1969.- С. 247-249./