БРЯНСКИЙ ПАРОВОЗОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД И ПЕРВЫЕ ЭЛЕКТРОПЛУГИ

01.02.2018
Создание первых электроплугов неразрывно связано с именем В. И. Ленина. В первые же годы советской власти Владимир Ильич неоднократно указывал, что повышение производительности сельскохозяйственного труда и его облегчение, расширение посевных площадей невозможно без самой широкой механизации и электрификации сельского хозяйства.
В одной из бесед с Г. М. Кржижановским по поводу плана ГОЭЛРО В. И. Ленин в феврале 1920 года говорил, что этот план должен отразить вопросы освещения электричеством деревни, применение его при пахоте.
Электроплуги впервые начали изготавливаться на предприятиях Петрограда. Для размещения заказов и подготовки использования электроплугов была создана чрезвычайная комиссия по изготовлению электропахотных орудий «Электроплуг».
18 февраля 1921 года Совет Труда и Обороны (СТО) заслушал вопрос об изготовлении электроплугов на «Брянском заводе (ныне паровозостроительном).


Брянский завод в годы гражданской войны и иностранной военной интервенции был почти полностью переключен на выполнение оборонных заказов. Совет Труда и Обороны счел необходимым прекратить на заводе постройку новых бронепоездов, а освободившуюся рабочую силу, технические средства и топливо использовать для пуска плужного цеха, который должен был выполнять заказы Главного управления сельскохозяйственного машиностроения (Главсельмаша) и чрезвычайной комиссии «Электроплуг». Постановлением СТО Брянскому заводу был передан заказ на изготовление 20 балансирных плугов. В постановлении говорилось: «Обязать Главсельмаш следить за действительным исполнением программы с точки зрения возможности получения готовых к «работе плугов в сельскохозяйственной кампании 1921 года. Президиуму ВСНХ поручить представлять ежедневно в СТО краткие сведения о работе». Постановление было подписано председателем СТО В. И. Лениным. В марте 1921 года Брянскому заводу были переданы первые чертежи электроплуга и завод немедленно приступил к выполнению заказа.
В докладе представителя «Главсельмаша» в Совнарком от 25 апреля 1921 года отмечался большой интерес, наблюдавшийся среди рабочих и технического персонала завода к работе по изготовлению электроплугов. Завод к тому же имел многолетний богатый опыт производства сельскохозяйственных машин и орудий.
«Таким образом, — говорилось в докладе, — подтверждается правильность утвержденного Совнаркомом решения о передаче заказа на балансирные плуги Брянскому заводу, так как можно с уверенностью сказать, что ни один завод не смог бы выполнить так быстро ту работу по этому заказу, которая уже произведена Брянским заводом».
26 мая 1921 года Брянский завод послал в Совнарком сведения о ходе работ над электроплугами. К этому времени были исполнены все модели, на 50 процентов сделаны шаблоны для кузнечных поковок, выполнены необходимые опоки для отливок стоек, корпусов и др. Самоотверженно трудились рабочие над выполнением заказа. В сведениях отмечалось, что эта работа по нормам требовала более полутораста человек, а сделали ее 68 человек. Они выполняли нормы более чем на 200 процентов.
И вот в июне 1924 года первый электроплуг был готов. Он имел 16 лемехов, по 8 на каждой стороне, и вспахивал за один раз ширину поля в 88 дюймов, т. е. более 3 аршин. Скорость движения плуга около 1,5—2 аршин в минуту позволяла вспахивать десятину менее чем за час. Электроплуг имел углубитель, при помощи которого можно было вести вспашку на глубину 14 дюймов, а также дерносниматель, дававший возможность распахивать целину и залежи. Плуг управлялся одним рабочим посредством руля автомобильного типа.
Предварительные испытания на полную глубину плуг выдержал удовлетворительно. Испытания проводились под Петроградом 23 сентября 1921 года. Затем этот агрегат электроплуга был доставлен на поле Бутырского хутора под Москвой и испытан 22 октября 1921 года.
На эти испытания прибыли В. И. Ленин, М. И. Калинин, Н. К. Крупская, М. И. Ульянова, представители партийных и общественных, организаций, печати. В. И. Ленин целый день провел на поле. Он с большим вниманием наблюдал за работой электроплуга. Владимир Ильич отметил дефекты конструкции, сделал инструкторам ряд замечаний.
Высоко оценив труд рабочих Брянского завода, В. И. Ленин писал 10 ноября 1921 года управляющему делами Совнаркома Н. И. Горбунову: «Рабочие и служащие Брянского завода изготовили 7 электроплугов. До 1-го I. 1922 изготовят 20.Трудности при этом были невероятно велики.
Поэтому необходимо особо вознаградить до 70 человек рабочих и служащих. Это удостоверяет директор Брянского завода тов. Желтов.
Прошу поставить вопрос завтра в СТО, обсудив вместе с тов. Желтовым виды вознаграждения (орден Трудового знамени; денежное и натуральное)»(Ленинский сборник, т. ХXIII, стр. 112).

И. Фишман.

/ Брянский рабочий. – 1956. - № 211 (21 октября). - С. 2./