ОБ ИЗГОТОВЛЕНИИ НА БРЯНСКОМ ЗАВОДЕ КОЛЕС ИЗ ЛИТОЙ СТАЛИ

04.09.2017
Задачу скорой постановки паровозного дела сильно облегчило применение фасонного стального литья к изготовлению паровозных и тендерных колес и других частей паровоза; о нем здесь уместно сказать несколько слов.
Уже с начала работы печей Сименс-Мартена начаты были опыты производства стальных фасонных отливок, которые применялись на своем заводе для частей прокатных станов: шестерен, муфт, соединительных валиков. В 1884 году для паровых молотов были отлиты наковальни и бойки. Затем это производство постепенно развивалось и совершенствовалось, а позже регулярно исполнялись не только части для своего завода, но и многие серьезные внешние заказы; между ними можно указать на кронштейны для винтовых пароходов, рамы машин для колесных пароходов, гребные винты, станины лафетов Вавассера для Обуховского завода, шестерни для обжимной и рельсопрокатной машин Александровского завода, весом около 1.600 пуд в штуке, кольца для конверторов того же завода, разные части для сахарных и маслобойных заводов, колеса для вагонеток и т. п.
Вскоре были начаты опыты отливки стальных колес для паровозов, и в 1888 году были впервые на Брянском заводе отлиты стальные паровозные колеса и поставлены под паровоз, принадлежавший заводу Жуково-Акулицкой ж. д. Такие же колеса, испробованные под копром, были представлены с результатами испытаний в Министерство Путей Сообщения. После продолжительных ходатайств, при сочувственной поддержке Управления Юго-Западных железных дорог, было разрешено поставить стальные литые колеса на 24-х паровозах первого заказа для Юго-Западных ж. д., которые были, таким образом, первыми паровозами, изготовленными в России со стальными литыми колесами.
В последующих заказах постановка колес литой стали разрешалась уже с большей легкостью, хотя и не без возражений, — и Брянский завод продолжал строить паровозы исключительно с колесами из литой стали, к чему вскоре перешли и другие русские паровозные заводы. Вскоре затем было разрешено ставить колеса под платформы и вагоны, и началась отливка вагонных колес.
Применение колес литой стали значительно облегчило задачу постройки паровозов, так как изготовление железных сварных паровозных колес, прежде исключительно употреблявшихся под паровозами, нисколько не лучших по качеству и теперь повсюду вытесненных стальными литыми, — представляло работу очень медленную, дорогую по стоимости и по устройству приспособлений.
Применение фасонного литья для паровозных, тендерных, вагонных колес и для других частей паровозов обусловило возможность значительного расширения и усовершенствования этой отрасли сталелитейного дела на Брянском заводе, причем количество изготовляемых фасонных отливок доходило до 20000 пудов в месяц, по качеству же как в отношении чистоты, так и в отношении прочности оно было не хуже, чем где-либо за границей…

/ Акционерное общество Брянского рельсопрокатного, железоделательного, сталелитейного и механического заводов.   Брянский завод в Бежице, Орловской губ. : [исторический очерк] / АО Брян. рельсопрокат., железоделат., сталелитейн. и мех.з-дов. – Москва: Типолитография Товарищества И.Н. Кушнерев и К-о, 1911.- С. 12. /