ИЗ ОБЗОРА ДЕСЯТИЛЕТНЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (1873—1883 гг.)

27.07.2017
Акционерное общество Брянского рельсопрокатного, железоделательного и механического завода обратилось в 1873 г. с целью устройства завода для выплавки чугуна, выделки железа и стали, приготовления из них изделий на продажу, построение всякого рода машин и принадлежностей для железных дорог и судостроения, выделки и перекатки рельсов и добычи всякого рода металлов и минералов,
Устав его был высочайше утвержден в 20 день июля 1873 года, Учредителями состояли: П. И. Губонин и В. Ф. Голубев.

ОБЩИЙ ОБЗОР

Обзор деятельности общества за истекшее должен быть начат указанием, что, открыв предприятие с сравнительно незначительными средствами в 400.000 руб., Общество после десяти лет труда владеет в настоящее время достоянием почти в 10 раз большим, так как сумма наличных капиталов его достигает до 3% млн. руб., и притом выплатило акционерам в течение десятилетия до 2-х млн. руб. дивиденда. Соответственно и оборот последнего 1883 года слишком в 10 раз превышает оборот первого года. Возможная же производительность в 5 раз больше той, с которой работал завод первые четыре года.
Указание это сразу устанавливает точку отправления суждений о рациональности существования и постановки предприятия и, с другой стороны, являет всю насущность поддержания энергичной деятельности Общества ввиду столь развившихся производительных сил предприятия.
Характеру деятельности Общества за минувший период довольно точно отвечает наименование завода «рельсопрокатный, железоделательный и механический», причем порядок перечисления этих специальностей указывает и степень значения для дела каждой из них. Остальные отрасли широкой деятельности Общества, здесь не поименованные, являются уже второстепенными.

По направлению, коим шла деятельность Общества, пережитое десятилетие распадается на четыре периода:
1)   период   железных   рельсов,
2)   переходный период от железных к стальным,
3)   период    стальных    рельсов  с  возрастанием производства, и, наконец,
4)   период   стальных   же рельсов,  но   с постепенным уменьшением этого производства.
1) Годы 1874—75 составляют первый период. Преобладающим продуктом производства служат железные рельсы, доставляя 47,85% общей доходности (валовой). Ввиду того, что в конце этого периода уже началась замена железных рельсов стальными, рельсовые скрепления играют в общем обороте существенную роль, доставляя в среднем 30,2% дохода. По той же причине производительность мастерских   не может быть сполна удовлетворена заказами.
2) Годы 1876—77. Железные рельсы составляют 31% доходности. Оборот    находится в зависимости от  рельсовых скреплений (37 7/8  %)  и     вообще     побочных кузнечных и котельных работ   (17 1/3 %)  — ненормальность, разъясняющаяся  переходностью времени;   подготовлением  сталерельсового производства и прекращением спроса на железные    рельсы. Тот же недостаток заказов в сравнении с  производительными средствами.
3) Годы 1878—80.  Расцвет сталерельсового  дела с подавляющим преобладанием   над  другими  производствами. 73 5/8 %  дают  стальные   рельсы,    11 1/з — скрепления.   Все увеличивающееся  производство  находит  соразмерное  себе количество заказов. Тем не менее   проявившийся застой промышленности, в связи с нерациональной    конкуренцией    заводчиков принуждают думать об ином помещении    производительных сил Общества в будущем,    почему и    возникают различные новые отрасли его деятельности.
4) 1881 —83 годы. Сталерельсовое  дело падает в силу прекращения постройки железных дорог и вызванных неразборчивою конкуренцией) последствий, а отчасти и вследствие общего промышленного затишья. Стальные    рельсы    дают  45%   валовой   доходности,    но и скрепления не получают особого значения в обороте, так как замечается  отсутствие требований и на них; свой пай приносимой доходности  они понижают до 9%. Соответственно возвышается вновь значение котельных и прочих работ. Постепенное развитие многих побочных производств, зачатых в прошлый  период, равно как и новых. Наконец, особенное развитие листопрокатной.
На основании уже этого беглого обзора можно констатировать тот неизбежный и вполне естественный факт, что Брянский рельсопрокатный завод находится в зависимости от рельсового производства, т.е. иными словами, от степени оживления в России дела постройки железных пу¬тей; в диаграмме альбома сопоставлено развитие русской железнодорожной сети с отечественным же сталерельсовым делом, из какового сопоставления ясно усматривается связь между ними: сокращение постройки губит это дело.
Что касается до указанной спекулятивной конкуренции, то, не будучи в состоянии принести пользу общим увеличением сбыта, она вела к общей для всех невыгоде, ухудшая качество товара и понижая по необходимости заработок рабочего. Борьба с нею увенчалась тем нормальным разрешением, что, с одной стороны, заводчики стремятся, в круге тождественных интересов, — к одним и тем же целям урегулирования условий производства, — а с другой, покупкою Брянским обществом весною 1883 г. совместно с обществом Варшавского сталелитейного завода,— заводов Путиловских, стоявших до тех пор в исключительном положении и работавших на средства казны, что позволяло им вести производство вне возможной для других конкуренции.
Независимо от урегулирования самого рельсового дела, насколько это при данных обстоятельствах было возможно, общество достигло весьма значительных успехов в развитии других отраслей своего производства настолько значительных, что в 1883 году эти отрасли уже дали 75%, а рельсовое дело дало лишь 25% общей валовой доходности.
Заканчивая общее обозрение деятельности общества, нужно указать на отличительные ее достоинства. Оно заключается в энергичной предприимчивости, доказанной всеми разнообразными отраслями дела, в своевременности начинания и скором осуществлении, в следовании научным указаниям и отсутствии рутины, и в срочном удовлетворении всех требований рынка...
Но и постоянство личного состава администрации общества и притом состава из ближайше заинтересованных делом лиц,— было непосредственною причиною твердого и систематического развития дела; и равным образом тому способствовало заводоуправление, находившееся в течение всего десятилетия под одним и тем же руководством...

/ «Брянский рельсопрокатный, железоделательный, сталелитейный и  механический завод», акционерное общество (Петербург). Обзор десятилетней деятельности Общества Брянского рельсопрокатного, железоделательного и механического завода: 1873-1883 гг. - Санкт-Петербург, 1885. – С. 1-2. /