Первый устав акционерного общества «БМЗ»

30.06.2017
Возвратился к своему первоначальному названию - "акционерное общество" - Брянский машиностроительный завод. Днем его рождения считается дата принятия устава акционерного общества - 20 июля 1873 года, в котором было записано: "Для устройства в Брянском уезде на реке Десне завода для выплавки чугуна, выделки железа и стали, приготовления из них изделий на продажу, построения всякого рода машин и принадлежностей для железных дорог и судостроения, выделки и перекатки рельсов и добычи всякого рода металлов и минералов, учреждается акционерное Общество под наименованием "Брянского рельсопрокатного железоделательного и механического завода".

«Высочайшее разрешение» на учреждение акционерного общества, подписанное Александром Вторым, поступило раньше - 20 июня. Коллежский асессор Виктор Голубев буквально ходил по пятам у статского советника Петра Губонина, уговаривая не пожалеть денег на выгодное дело. Они и стали учредителями общества. Основной капитал определился в 400 тысяч рублей, разделенных на четыре тысячи акций,- по сто рублей каждая. Техническую сторону строительства взял на себя инженер, князь Вячеслав Тенишев. Губонин и Голубев снабжали его деньгами, материалами, рабочей силой. Но Тенишев внес и свой пай в 200 тысяч рублей. Директором строящегося завода назначили одного из держателей акций общества В.Ф. Крахта, владельца соседнего химического завода, производившего ультрамарин (синьку) и свинцовый сахар -вещества, имевшие большой спрос для отбела бумаги, хлопчатобумажных тканей, изготовления красок и других целей.<br>
И вот на земле, купленной у помещика генерала Алексея Львова, закипела жаркая работа. Материалы на первых порах использовались в основном те, что были под рукой. Первые строения сооружали из леса, имевшегося в достатке на губонинских дачах. На строительство завода потянулась беднота Брянска, рабочие с разорявшихся мальцевских предприятий, голодающее крестьянство не только из окрестных мест, но и из Белоруссии. Несмотря на то, что рабочий день затягивался за 15 часов, нехватки в рабочей силе не ощущалось. Богатый хозяин, имевший миллионы, мог накормить не одну сотню людей. Недаром поэт Н. Некрасов написал в своей поэме "Кому на Руси жить хорошо?":
А ныне, милость божия!
Досыта у Губонина
Дают ржаного хлебушка
                                                                                                 Жую - не нажуюсь.
Начальная фаза строительства завода легла в большей части на плечи В.Н. Тенишева - практически самого активного руководителя задуманного дела. В это время Губонин с Голубевым надолго уехали на Урал, где строили уральскую железную дорогу. К концу 1873 года уже был построен небольшой двухэтажный корпус с машинным и модельным отделами. На следующий год открылись механическое и чугунолитейное отделения завода. Здесь изготавливали оборудование для прокатного отдела. Еще ровно через год, в 1875 году, завод стал давать продукцию - первые железные рельсы, приступил к изготовлению ферм для железнодорожных мостов.
Акционеры, основавшие завод, не ошиблись, вложив средства в это предприятие. В России, обзаводившейся железными дорогами, рельсы являлись ходовым товаром. За конъюнктурой зорко и внимательно следил князь Тенишев. До конца 1874 года на заводе прокатали 174 тысячи пудов рельсов, год спустя - уже 776 тысяч пудов. Как только в железнодорожное строительство стали входить стальные, рельсы (вместо железных), Тенишев начал добиваться правительственного заказа на 1800 тысяч пудов этих рельсов. Получив его в 1876 году, акционеры тут же приступили к устройству сталеплавильных печей системы Сименс-Мартена, и через год уже поставили 334 тысячи пудов стальных рельсов. А в 1878 году стали закладывать печь по выплавке стали бессемеровским способом.
На предприятии налаживается одно из ведущих в России металлургических производств, которое в 1880 году (через семь лет после начала строительства завода!) произвело три миллиона пудов стали. Стальные рельсы заняли 73 процента валового выпуска продукции в 1878-1880 годах. По выплавке стали Брянский завод в Бежице выходит на второе место после Путиловского в Петербурге, на его долю приходится треть стали, выплавляемой в России.
Вместе с ростом производства, спроса на его продукцию, росли и прибыли акционеров.
Если в 1873-1874 годах чистая прибыль составляла немного более 35 тысяч рублей, то в 1880 году она достигла весьма солидной цифры - свыше 19 миллионов рублей. Нашлась возможность выпустить дополнительно 1200 акций.
Заводу не стало хватать топлива, железная махина "пожирала" все вокруг. Общество берется за свой счет построить железную дорогу от Жуковки до лесной дачи в Акулицкой волости Брянского уезда протяженностью в 40 верст. Пришлось брать в долгосрочную аренду казенные леса. В самой Жуковке в 1880 году строится для этих целей шпалопропиточный завод. Долгосрочная аренда казенных и покупка частных лесных дач обеспечивали Брянский завод достаточным количеством топлива в течение последующих пятнадцати лет.
Менялись условия спроса на рынке, менялся и список продукции завода. В 1882-1883 годах были получены заказы морского министерства на сталь для броненосцев Черноморского флота. Следствием развития нефтяной промышленности и ее производных явился спрос на вагоны-цистерны и резервуары. В 1883 году завод уже изготавливает 300 вагонов-цистерн. За какой-то десяток лет завод развился, расширился до очень внушительных даже для наших дней масштабов. К этому времени на нем работало 4200 рабочих.
Для доставки продукции на юг в 1880 году строится здесь десять барж, приобрели пароход. Благо, Десна в ту пору еще была полноводной и служила заводу хорошей транспортной артерией.
Наряду с расширением производственной базы ведется гражданское строительство. Построили две церкви: одну деревянную, на две тысячи прихожан, другую обширную железную, c деревянной обшивкой. Возвели больницу на 50 коек, училище для детей на 35 мест, детский сад. В заводском хозяйстве находился большой продовольственный магазин, паровая мельница, пекарня. Вблизи завода была устроена ферма – хутор.
Второй период деятельности завода начинается с 1884 года. Правление общества принимает важное решение - построить на юге России вблизи громадных залежей угля и руды, собственный металлургический завод для изготовления чугуна, выплавки стали, производства рельсов. На берегу Днепра, возле Екатеринослава, в 1885 году началось строительство завода-спутника названного Александровским Южно-Российским.
Эра брянского флагмана входила в зенит. Впереди продукцию его ждали большие награды, золотые и серебряные медали российских и всемирных выставок.

/ Деханов, В.120 лет назад был принят первый устав акционерного общества «БМЗ»  / В. Деханов // Брянская газета. - 1993. - Июль (№ 28). - С.4./