ЗАВОД: НАЧАЛО ПУТИ

18.01.2017

ЗАВОД: НАЧАЛО ПУТИ

"Он над Десной, как богатырь,
Взметнулся ввысь,
Раздался вширь.
Теперь и в мире знают все
О нашем славном БМЗ!"

К. Золотухин

       Кто ни разу не бывал на «Брянском машиностроительном заводе», тому труд-но представить, какой он огромный. Здесь можно заблудиться — десятки огромных корпусов. В них тысячи различных станков, конвейеров, приспособлений. Асфальт переплетается со стальными нитями железнодорожных путей, скверами и фонтанами. Бывая в заводском музее, на самом предприятии, каждый раз вспоминаю его богатейшую историю. Оно имело разные названия: «Брянский рельсопрокатный...», «Государственный Брянский завод в Бежице», «Красный Профинтерн», «Паровозостроительный...», «Брянский машиностроительный завод». Его величали: «Гигант индустрии», «Флагман машиностроения»...
       Славная деятельность многотысячного коллектива нашла отражение во многих документах, хранящихся в ряде архивов, опубликованных в документальных сборниках. Открытки, фотографии далеких времен «Центральная электростанция завода», «Плужная мастерская», «Молотовой цех», «Деревообделочные мастерские завода», «Заводская больница», «Дом инвалидов — рабочих Брянского завода» ныне уникальны. Они наглядно дают представление, каким мощным, технически отлаженным предприятием для своего времени был завод…


ИЗ КРАТКОГО ИСТОРИЧЕСКОГО ОЧЕРКА БРЯНСКОГО ЗАВОДА

1896 г.

     

      Акцiонерное Общество Брянскаго рельсопрокатнаго, железоделательнаго, сталелитейнаго и механическаго завода образовалось въ 1873 г. для выплавки чугуна, выделки железа и стали, приготовления изъ нихъ изделий на продажу и для добычи всякихъ металловъ и минераловъ.

      Уставъ Общества Высочайше утвержденъ 20 iюня 1873 года. Учреди­телями были П. I. Губонинъ и В. Ф. Голубевъ.

       Немедленно по учрежденiи Общества приступлено было къ постройкъ Брянскаго завода, для котораго выбрано было место въ Брянскомъ уъзде, Орловской губернiи, близъ города Брянска и подле станцiи Бежицкой Орловско-Витебской, ныне Риго-Орловской железной дороги, при слiянiи двухъ сплавныхъ рекъ Десны и Болвы.

        Сначала была построена чугунно-литейная и механическая, а при по­мощи ихъ къ сентябрю 1874 года была устроена и пущена прокатная. Заводъ былъ устроенъ въ сравнительно небольшихъ размерахъ исключительно для прокатки железныхъ рельсъ по 1,800,000 въ годъ, изготовленiя железа и скрепленiй. Съ осени 1874 года заводъ началъ работать и въ теченiе этого года было прокатано 175 тыс. пуд. рельсъ (затемъ въ 1875 г.—776 тыс. пуд., въ 1876 г. —637 тыс. пуд.).

        Для производства железнодорожныхъ скрепленiй было построено осо­бое отделенiе съ кузницею.

        Затемъ, прiобревъ въ лице одного изъ главныхъ акцiонеровъ Обще­ства заводчика князя В. Н. Тенишева, спецiалиста по устройству металлическихъ мостовъ и водоснабженiй на железныхъ дорогахъ, Правленiе но его иницiативе приняло крупные заказы на мосты и построило для сего отдельную мастерскую.

        Только что устроенный спецiально для прокатки железныхъ рельсъ заводъ, вследствiе повсеместнаго введенiя стальныхъ рельсъ, сделавшагося съ 1875 года обязательными, для вновь устраивавшихся дорогъ, оказалось необходимымъ перестроить для производства рельсъ стальныхъ. Поэтому еще въ 1876 году было приступлено къ устройству сталелитейныхъ печей Сименсъ-Мартена въ количестве 6 штукъ на производство 600,000 пудовъ въ годъ.