История

Дата основания Брянского завода – 20 июля 1873 года. Именно тогда было подписано высочайшее разрешение на уч­реждение «Акционерного общества Брянского рельсопрокатного, железоделательного и механического завода» и утвержден «Ус­тав общества».

Учредителями общества были П.И. Губонин и В.Ф. Голубев. Позже к ним присоединились В.Н. Тенишев и В.А. Крахт. Ку­пец, управляющий, инженер и заводчик объединили свои капиталы, возможности, знания и опыт.

Строительство завода началось с возведения чугунолитейной и механической мастерских, затем была выстроена прокатная мастерская, а через год, 20 июля 1874 года, изготовлены первые рельсы. Для производства рельсовых скреплений возвели специальную мастерскую с кузницей, а затем и мастерскую для изготовления металлических мостов и оборудования водоснабжения, железных дорог.

В 1875 году начато производство металлических конструкций для мостов и других сооружений. Изготовлены металлокон­струкции 336-метрового моста через Днепр, 1590-метрового моста через Амударью, Брянского (теперь Киевского) и Варшавского (теперь Белорусского) вокзалов Москвы. Из  брянской стали были построены восемь броненосцев, в том числе знаменитый «По­темкин», четыре крейсера, другие суда Черноморского флота.

В 1876 году были построены шесть сталелитейных печей,   рассчитанных на производство 600 тысяч пудов стали в год, что дало возможность вместо железных рельсов выпускать стальные.

В 1880 году завод изготавливал  треть всей стали, производимой в России. В этом же году рельсопрокат достиг макси­мального за всю историю завода выпуска - 49 тысяч тонн.

Первое десятилетие заводской деятельности завершилось участием завода во Всероссийской промышленной выставке в Москве(1882 год). По ее итогам заводу было разрешено изображать на выпускаемых изделиях государственный герб России.

В 1879 году на Брянском заводе были по­строены первые вагоны для внутризаводского транспорта, в 1880 году - первые двухосные грузовые вагоны и платформы.  Завод все больше превращался из металлургического в машиностроительный. В 1883 году организовано производство новой для России продукции - нефтяных цистерн, причем большегрузные четы­рехосные цистерны производились  только на Брянском заводе. В 1913 году на заводе выпускалось до 300 вагонов и платформ в ме­сяц.

В 1889 году начата подготовка производства паровозов. Успешное выполнение первого заказа на 24 товарных паровоза позволило заводу быстро войти в число ведущих предприятий. В 1898 году были изготовлены товарные паровозы с шестью веду­щими осями и сочлененной рамой, имевшие силу тяги в полтора раза выше, чем у самых мощных локомотивов того времени. В 1900 году такой паровоз был предметом особого внимания на Всемирной выставке в Париже. А в 1910 году усовершенствованные паровозы этого типа были признаны торжеством инженерной мысли на международном железнодорожном конгрессе в Швейцарии.

В 1908 году заводскими инженерами создан пассажирский локомотив серии «Б», развивавший скорость 120 км/ч.

К 1910 году завод построил более 2400 паровозов и более 36 тысяч вагонов, в том числе специализированных платформ и нефтяных цистерн.

После бурных событий 1917 года производство почти остановилось, но уже зимой 1918 года был начат выпуск сельскохо­зяйственных машин, освоен ремонт, а затем и производство бронепоездов, изготавливались вагоны и платформы. Восстановление завода продолжалось до 1925 года. В 1929 году освоено производство четырехосных 50-тонных крытых грузовых вагонов по по­точно-узловому методу, а через два года - 50-тонных цистерн сварной конструкции.

В 1937 году завод удвоил выпуск продукции по сравнению с 1932 годом и увеличил его в 16 раз по сравнению с 1913 го­дом. На заводе в этот период работало 24211 человек - максимальная численность за всю его историю.

За годы Великой Отечественной войны завод был почти полностью разрушен. Однако уже в 1944 году, одновременно с восстановлением цехов, предприятие начало выпуск коксотушильных вагонов, в 1946 году - паровозов серии «Л», в 1949-м  - изотермических вагонов со льдосоляным охлаждением. В 1950 году завод достиг довоенного объема производства.

В 1951 году построена первая паровая турбина, а три года спустя организовано производство энергопоездов.

В 1956 году предприятие стало именоваться Брянский машиностроительный завод.

Развитие железнодорожного транспорта требовало модернизации подвижного состава. И в 1958 году завод приступил к выпуску маневровых тепловозов,  и в том  же году был выпущен первый ТЭМ1 мощностью 735 кВт (1000 л.с.) с электрической передачей постоянного тока.  В течение 10 лет было изготовлено около 2000 таких тепловозов.

БМЗ более 50 лет является ведущим поставщиком маневровых тепловозов для российских железных дорог  и промышленных предприятий.

За всю историю развития локомотивостроения на заводе выпущено около 10 000 маневровых тепловозов, в их числе более 800 поставлены на экспорт в 25 стран мира. Это Польша. Болгария, Монголия, Сирия, Гвинея, Нигерия, Куба, Югославия, КНДР.

В настоящее время на предприятии продолжается выпуск маневровых тепловозов ТЭМ18ДМ. Они пользуются устойчивым спросом у потребителей России, работают на предприятиях Украины, Беларуси, Казахстана, Узбекистана.

В 1961 году было освоено новое направление деятельности завода - производство малооборотных двухтактных судовых дизелей по лицензии датской фирмы «Бурмайстер и Вайн» (теперь MAN B&W Diesel A/S). Дизелями с маркой «БМЗ» оснащены суда, построенные на верфях России, Украины, Польши, Болгарии, Финляндии, Нор­вегии, Дании, Германии, Австрии, Испании.

В 1965 году первым в СССР завод освоил производство пятивагонных рефрижераторных секций, выпуск которых про­должался до 1992 года.

Начиная с 70-х годов, предприятие организует производство товаров народного потребления, среди которых большую долю занимал выпуск бытовой отопительной техники.

В 1992 году на базе предприятия образовано открытое акционерное общество «Брянский машиностроительный завод». Социальные изменения того периода - распад СССР на самостоятельные суверенные государства, структурная перестройка экономики России, разгосударствление промышленных предприятий - отразились на объемах производства. Значительно умень­шился выпуск маневровых тепловозов, прекращено изготовление рефрижераторных секций,  передвижных дизельных электро­станций, судовых двигателей и тепловозных дизелей. Ради сохранения производства создавались дочерние общества с ограниченной ответственностью: «БМЗ-Металлург», «БМЗ-Дизель», «БМЗ-Вагон», «БМЗ-Тепловоз», «БМЗ-Викма», «БМЗ-ЗТД», «БМЗ-Энергосервис», «БМЗ-Ремонт», «БМЗ-Инструмент и оснастка», «БМЗ-Бытсервис», «БМЗ-Общепит», «БМЗ-Полиграфсервис», сельхозпредприятие «Семеновка».

Изменение структуры, реализация ряда программ позволили остановить спад производства и увеличить в 1997 году объем выпуска товарной продукции на 8,1%, получить 20 млрд. руб. (неденоминированных) прибыли, на 30% повысить зарплату, дважды избежать процедуры банкротства.

Передовые технологии, технический прогресс позволили вывести продукцию завода на мировой уровень, получить высо­кие знаки отличия на выставках и ярмарках различного уровня. За вклад в развитие международной торговли и сотрудничество предприятию были присуждены призы: «Золотой Меркурий», «Международная Золотая Звезда за качество», «За коммерческий престиж», «Факел Бирмингема» и другие.

Знаковое событие произошло в 2002 году:  Брянский машиностроительный завод вошел в состав «Трансмашхолдинга». С этого времени   начинается новая глава истории предприятия.  Проведено  техническое перевооружение производства. Цеха оснастили  современным высокопроизводительным оборудованием, в том числе станками с ЧПУ.

Была начата  работа по созданию первых российских магистральных грузовых тепловозов – 2ТЭ25, и уже через год состоялась презентация коллекторного локомотива 2ТЭ25К, который получил имя «Пересвет». Грузовой магистральный тепловоз с асинхронным приводом 2ТЭ25А «Витязь» был представлен потенциальным заказчикам в августе 2006 года на выставке железнодорожной техники в Санкт-Петербурге.

Из мирового экономического кризиса 2008-2009 годов  предприятие сумело выйти с минимальными потерями, избежав массовых сокращений персонала. И с 2010 года уверенно наращивает объемы и потенциал. В 2010 году произведено товарной продукции на 7, 4 млрд рублей, в 2011-м – на 11, 4 млрд рублей, в 2015-м – на 20 млрд рублей.

Сегодня БМЗ способен выпускать  вагоны-хопперы различного назначения – для перевозки цемента (мод. 19-3018), минераловозы (мод. 19-3054-01 с рычажным и рычажно-винтовым механизмами разгрузки), зерновозы (мод. 19-3054), вагон-хоппер  19-3058 с увеличенным объемом кузова и шиберным механизмом разгрузки.

Локомотивная линейка представлена  маневровыми тепловозами ТЭМ18ДМ, ТЭМ33, ТЭМ35, ТЭМ-ТМХ и магистральными 2ТЭ25А, 2ТЭ25КМ.  Идет освоение нового поколения тепловозов. Готовятся к постановке на производство  маневровый  ТЭМ28, магистральные 2ТЭ25К, 3ТЭ25К.